Анализ методической работы
25 июня 2014
Скачать
Анализ методической работы МКОУ СОШ № 4.pdf (367 Кб)
Аттестация педагогического состава в 2013 -2014 гг.pdf (121 Кб)
На протяжении прошедшего учебного года главной целью методической работы в школе было обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей в условиях создания социально-адаптированной модели школы, обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации на базе СКИРО ПК и ПРО, в частности, по теме подготовки к введению ФГОС в основной школе. Кроме того, продолжилась работа по введению ФГОС нового поколения в начальной школе, а именно: созданы условия для реализации ФГОС в 1-3-х классах, получены, установлены и успешно используются материально-технические средства (рабочее место учителя, подключённое к сети Интернет, интерактивные доски), усовершенствована и пополнена методическая копилка начальной школы, обозначена стратегия перехода на ФГОС в основной школе, обеспечено научно-методическое сопровождение данного процесса, разработаны планы перехода на ФГОС нового поколения в основной школе. Особое внимание было уделено проведению курсовой подготовки учителей-предметников среднего и старшего звена в части реализации ФГОС нового поколения.
При новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы в школе. Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в школе и такое положение дел нас, в какой-то мере, устраивало. Но, учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, мы попытались определить актуальные цели и разработать более современную модель методической работыв школе. Отойти от схематизма, наработанного годами и зачастую не дающего нужного результата, и найти новые формы и методы совершенствования педагогического мастерства, то есть перейти от урокодательства к педагогическому творчеству. Тема, над которой работал педагогический коллектив МКОУ СОШ № 4 в 2013–2014 учебном году, – Современный урок в аспекте применения новых педагогических технологий» - во многом определила направления научно-методической работы в школе в целом, а именно:
- обеспечение непрерывной связи методической работы с учебно-воспитательным процессом;
- создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей;
- выявление творческого уровня учителей для изучения, обобщения и распространения их опыта;
- реализация педагогических и информационных технологий;
- совершенствование видов и форм диагностики учебного процесса.
В течение последних лет, в том числе и в этом учебном году, определились, стабилизировались и достаточно успешно реализуются различные формы научно-методической работы. Причем, в реализации участвуют не только администрация и школьные методические объединения, но и интегрированные творческие группы учителей-предметников (ТГУ). Внедрение новых педагогических форм и методов обучения имеет психолого-педагогическое сопровождение, которое обеспечивают психологи, один из которых является и логопедом, и специалистом по тифлопедагогике. Кроме того, посредством курсов повышения квалификации подготовлены педагоги по преподаванию русского языка как неродного, что очень актуально в современных социальных условиях. Результативность учебно-воспитательного процесса определяется посредством всевозможных мониторингов. Прошлые годы обнажили проблемы в организации методической работы и формировании системы повышения квалификации:
- разброс тем самообразовательной деятельности;
- снижение возможности глубокого изучения проблем и выработки общих подходов на уровне всего коллектива;
- преобладание в планах работы МО и личных творческих планах учителей текущих учебных, организационно-методических проблем и контрольных функций в ущерб непрерывному образованию и развитию профессионально-педагогической культуры;
- отсутствие дифференцированного подхода к планированию повышения квалификации педагогов в зависимости от их уровня квалификации и потребностей.
Школа стремится реализовывать концепцию личностно-ориентированного образования, на основе которой организуется профильная дифференциация. Организация методической работы не противоречит базовым принципам: именно в процессе совершенствования своей деятельности учителя могут приобрести опыт личностно ориентированного профильного обучения. Необходима длительная и кропотливая работа с педагогическим коллективом в целом и с каждым учителем в отдельности. Содержание этой работы – это и формулирование ценностей, и передача накопленного в школе опыта работы, и коррекция поведенческих стилей учителей. Речь идет об образовательной среде для педагогов, организованной таким образом, чтобы создавать у её участников собственный опыт взаимодействия в новой образовательной среде. Фактически учителя оказываются в роли обучающихся, но именно опыт обучения позволяет создать желаемую среду для обучающихся.
Одним из аспектов модернизации образования является внедрение профильного обучения, которое, к сожалению, в нашей школе весьма однобоко. Не умаляя значимости оборонно-спортивного профиля, учитывая наличие хорошей материально-технической базы для проведения военно-спортивных массовых мероприятий муниципального уровня, многочисленные победы наших учащихся на различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях, активное и продуктивное использование здоровьесберегающих технологий, хотелось бы отметить успехи наших детей и в области естественно-научных дисциплин, общественных наук. В этом учебном году они заняли первое место на муниципальном этапе по биологии (11 класс), второе место по биологии (10 класс), 2 место по обществознанию (10 класс). Среди наших учащихся также призёры по немецкому языку и физической культуре, победитель по ОБЖ (11 класс). А это значит, что можно было бы открывать классы с соответствующими профилями. В пользу этого свидетельствует и анализ экзаменов по выбору в 9-х и 11-х классах.
Методическая работа школы в условиях внедрения профильного обучения отличается от традиционной, которая зачастую подразумевает информирование педагогов о новом содержании и методах работы с детьми. Акцент в нашей методической работе мы перенесли на то, чтобы педагог формулировал профессиональные ценности, созвучные миссии и ценностям школы. Методическая работа в школе - это не только приобретение новых знаний и решение частных методических задач, возникающих в ходе преподавания, но и включение в процедуры обобществления ценностей, принятия педагогических ценностей школы.
В соответствии с целями и задачами методической работы в школе, были реализованы следующие формы научно-методической работы
№ п/п |
Направление работы |
Форма работы |
Кем реализуется |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников школы и их самообразование. Внедрение здоровьесберегающих и инновационных технологий, информатизация образования. |
Работа методсовета и педсовета. Работа школьных методических объединений. Обобщение передового педагогического опыта. Научно-практические конференции. Семинары-практикумы. Творческие отчёты педагогических работников. Посещение городских мастер-классов, семинаров-практикумов. Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий. Создание банка передового педагогического опыта. Педагогические чтения. Создание портфолио учителей. Курсы повышения квалификации. |
Администрация Методсовет Школьные методические объединения Творчески работающие учителя |
|
2. |
Развитие творческих способностей учащихся |
Участие в конкурсах, разработка и защита творческих исследовательских проектов. Участие в межвузовских конференциях и семинарах. Публикации работ в межвузовских сборниках. |
ТГУ Учителя-предметники |
3. |
Организация работы с одарёнными учащимися школы |
Разработка программы по работе с одаренными детьми. Участие в заочных и дистанционных предметных олимпиадах «Интеллект» (363 чел), «Кенгуру» (82 чел), «Русский медвежонок» (85чел.), «Золотое руно» (32 чел.), «Британский бульдог» (45 чел.), «Человек и природа» (55 чел.), «КИТ» (15 чел.), межрегиональные викторины «Знаток экологии» (11 человек – все лауреаты), «Хочу все занть» (11 чел.) Оказание помощи в подготовке исследовательских работ учащихся для различных конкурсов. Тематические консультации. Портфолио учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей. Ежегодное проведение Дня науки и творчества, конкурсов совместных проектно-исследова-тельских работ учащихся и педагогов |
Администрация Методсовет Школьные методические объединения Учителя-предметники Классные руководители Педагоги-дополнительного образования Педагог-психолог Психолог-логопед |
4. |
Повышение качества образовательного процесса при подготовке учащихся школы к прохождению государственной (итоговой) аттестации |
Внутришкольный контроль за уровнем подготовки учащихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации. Мониторинг качества образовательного процесса. Введение новых элективных и факультативных курсов. Обобщение передового педагогического опыта по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Семинары-практикумы различного уровня. Организация разъяснительной работы с учащимися, родителями и учителями. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. |
Администрация Методсовет Школьные методические объединения Учителя-предметники Классные руководители Педагог-психолог |
Работа методических объединений
Ещё одной действенной формой методической работы является деятельность предметных кафедр, которые не только способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, но и решают ряд других задач, а именно: проводят самоанализ деятельности с целью выявления результативности выполнения целей и задач, возложенных на МО; осуществляют стартовый, рубежный и итоговый контроль по предметам; работают по проблеме преемственности между разными ступенями обучения, осуществляют мониторинг результатов деятельности. Кроме того, каждое МО работает над собственной методической темой.
Темы методических объединений |
|
Кафедра начального образования |
ФГОС – стандарт второго поколения |
Кафедра русского языка и литературы |
Роль качества преподавания в формировании качества знаний учащихся |
Кафедра иностранных языков |
Продуктивные технологии на уроках иностранного языка |
Кафедра математики, информатики и ИКТ |
Развитие познавательной активности в процессе обучения математике |
Кафедра предметов естественнонаучного цикла |
Развитие и совершенствование методического и профессионального мастерства |
Кафедра предметов эстетического цикла (технологии, ИЗО и музыки) |
Развитие творческого потенциала учащихся через использование инновационных технологий и внедрения компетентностного подхода в обучении |
Кафедра физической культуры и здоровьесбережения |
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры |
Кафедра воспитательной работы |
Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления |
В течение 2013 – 2014 учебного года всеми кафедрами были проведены предметные недели, в ходе которых было проведено 72 открытых урока и внеклассных мероприятия.
Показателем успешности профессиональной деятельности педагогов школы является обобщение опыта работы лучших педагогов на различном уровне и участие в профессиональных творческих конкурсах.
№ п/п |
Фамилия, имя отчество учителя. |
Предмет |
Конкурс, тема |
Результат |
1. |
Журавлева Наталья Николаевна |
Русский язык |
Общероссийский дистанционный конкурс МГИА КЛиО «Лучший урок (занятие) русского языка 1 полугодия 2013 – 2014 учебного года» |
Диплом 1 степени |
2. |
Перепелицина Людмила Васильевна |
Биология |
Общероссийский дистанционный конкурс МГИА КЛиО «Интегрированный урок по экологии и биологии» |
Диплом 1 степени |
3. |
Потапенко Людмила Николаевна |
Русский язык |
Авторский семинар к.п.н. Хреновой О.М. по теме: «Реализация задач ФГОС посредством УМК по литературе издательства «Мнемозина» |
Сертификат |
4. |
Супоненко Наталья Николаевна |
Русский язык |
Семинар «Требования ФГОС основного общего образования и их реализация в преподавании курсов русского языка и литературы» |
Сертификат |
5. |
Газарова Зоя Нуркновна |
Физика |
Авторский семинар доцента кафедры методики преподавания физики МГОУ «Составление рабочих программ, технологические схемы уроков по физике. Оценка достижения планируемых результатов в свете ФГОС ООО» |
Сертификат |
6. |
Байдакова Валентина Константиновна |
Заведующая библиотекой |
Краевой конкурс «Библиотекарь года Ставрополья - 2013» |
Благодарственное письмо МО СК |
7. |
Перепелицина Людмила Васильевна |
Химия |
Общероссийский дистанционный конкурс МГИА КЛиО «Современный урок химии» |
Диплом 1 степени |
8. |
Перепелицина Людмила Васильевна |
Химия |
МАН МБОУ «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа». Открытая лицейская научно-практическая конференция школьников. Представление исследовательских проектов. |
Диплом 1 степени Диплом 1 степени |
9. |
Перепелицина Людмила Васильевна |
Химия |
Общероссийский дистанционный конкурс МГИА КЛиО «Лучший интегрированный урок – химия и биология» |
Диплом 1 степени |
10. |
Перепелицина Людмила Васильевна |
Классный руководитель |
Общероссийский дистанционный конкурс МГИА КЛиО «Лучший классный час» |
Диплом 2 степени |
Среди руководителей районных методических объединений наши педагоги – руководитель РМО учителей физики - Газарова З.Н., руководитель РМО учителей химии - Перепелицина Л.В., руководитель РМО учителей биологии - Ковшова И.А.
На базе школы функционирует предметно-методическая лаборатория по химии как центр организации и реализации инновационных проектов учителей и одаренных детей. В рамках лаборатории в течение года было проведено 3 заседания, 2 из них совместно с межшкольным научным химическим обществом для одаренных детей «Оксигениум», а также научно-исследовательская конференция по обобщению опыта защиты исследовательских проектов.
Обобщение опыта работы
№ п/п |
Тема опыта |
Форма обобщения |
Когда и где обобщалось |
Автор опыта |
1. |
«Региональный компонент на уроках изобразительного искусства» |
Выступление, презентация |
РМО учителей изобразительного искусства |
Темирчева Х.А., учитель изобразительного искусства |
2. |
«Технология развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность» |
Выступление, презентация |
РМО учителей технологии |
Емченко А.Е., учитель технологии |
3. |
«Проблема подготовки к итоговой аттестации и пути их решения» |
Обобщение опыта |
РМО учителей русского языка и литературы |
Ажмакаева Э.М. |
4. |
Публикации планов-конспектов открытых роков биологии |
Презентация опыта |
Конкурс на страницах газеты «Первое сентября» в приложении «Биология» |
Ковшова И.А., учитель биологии |
5. |
Организация подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии |
Обобщение опыта |
РМО учителей биологии |
Ковшова И.А., учитель биологии |
6. |
«Использование здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время» |
Презентация опыта |
РМО учителей начальных классов |
Халатян Л.И., учитель начальных класов |
7. |
«Основные подходы к организации воспитательного пространства ОУ в условиях реализации ФГОС» |
Мастер-класс |
В рамках курсов повышения квалификации СКИРО ПК и ПРО |
Бунина М.А., заместитель директора по ВР |
8. |
«ЕГЭ и ГИА как форма проверки знаний выпускников средней школы. Методика подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и новой форме» |
Презентация опыта |
Краевой семинар на базе кратковременных курсов СКИРО ПК и ПРО на базе школы |
Ковшова И.А., учитель биологии |
9. |
«Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ с использованием новых ТСО» |
Мастер-класс |
Практический семинар учителей биологии ММР на базе школы |
Ковшова И.А., учитель биологии |
10. |
«Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки учащихся к итоговой аттестации» |
Мастер - класс |
Практический семинар учителей химии ММР на базе школы |
Перепелицина Л.В., учитель химии |
11. |
«Формирование ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе по химии» |
Обобщение опыта |
Практический семинар учителей химии ММР |
Перепелицина Л.В., учитель химии |
12. |
«Особенности работы с интерактивной доской» |
Выступление |
РМО учителей химии |
Перепелицина Л.В., учитель химии |
13. |
«Химия сохраняет наше здоровье» |
Защита исследовательских проектов |
5-я научно-практическая конференции в рамках предметно-методической лаборатории на базе школы |
Перепелицина Л.В., учитель химии |
14. |
«Современные образовательные технологии в развитии общепредметных компетенций обучающихся на уроках химии» |
Презентация опыта работы, публикация в сборнике |
Фестиваль педагогических идей МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды |
Перепелицина Л.В., учитель химии |
15. |
«Внеклассные мероприятия по английскому языку в рамках предметной недели как одна из форм работы с одарёнными детьми» |
Презентация опыта работы, публикация в сборнике |
Фестиваль педагогических идей МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды |
Казакова С.А., учитель английского языка |
16. |
«Факультатив как средство повышения компетентности обучающихся» |
Презентация опыта работы, публикация в сборнике |
Фестиваль педагогических идей МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды |
Ковшова И.А., учитель биологии |
17. |
«Работа с гиперактивными детьми» |
Презентация опыта работы, публикация в сборнике |
Фестиваль педагогических идей МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды |
Халатян Л.И., учитель начальных классов |
18. |
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо» |
Презентация опыта работы на секции «Начальная школа» |
5 Международный педагогический форум «Педагогические технологии и инновации в образовании – российский и международный опыт» г. Санкт - Петербург |
Земцова О.Т. учитель начальных классов |
Необходимо заметить, что обобщение опыта работы творческих педагогов происходит в течение учебного года, в том числе и внутри школы – на заседаниях методического совета и методических объединений учителей – предметников.
Показателем работы педагогов могут служить также достижения их учеников. Так, в текущем учебном году 48% обучающихся приняли участие в краевой олимпиаде «Интеллект» (363 человека). Из них 20 стали победителями в районе, 20 заняли 2 место, 19 – 3 место. Кроме того, обучающийся 8 Б класса Селимгереев Севастьян стал победителем краевого уровня в рамках олимпиады «Интеллект» по химии, а Газарова Виктория, обучающаяся 10 Б класса, стала третьим призером в данной олимпиаде также по химии (таблицы прилагаются).
В 2014 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Патриотическое воспитание». 23 апреля этого года постановлением Главы Минераловодского муниципального района школе присвоено имя Героя России, выпускника школы, Андрея Николаевича Скрябина.
Курсовая подготовка (общий список на 15.05.2014г.)
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Наименование курсов повышения квалификации |
1. |
Темирчева Христина Анатольевна |
«Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования» |
2. |
Халатян Людмила Ильинична |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
3. |
Макозеб Галина Николаевна |
«Основы религиозных культур и светской этики» |
4. |
Зекашева Татьяна Руслановна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
5. |
Борисенко Светлана Васильевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
6. |
Мартыненко Евгения Викторовна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
7. |
Супоненко Наталья Николаевна |
«Преподавание русского языка и литературы в системе непрерывного образования» |
8. |
Потапенко Людмила Николаевна |
«Преподавание русского языка и литературы в системе непрерывного образования» |
9. |
Ажмакаева Эльвира Маулевна |
«Преподавание русского языка и литературы в системе непрерывного образования» |
10. |
Макозеб Галина Николаевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
11. |
Овчаренко Луиза Валентиновна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
12. |
Земцова Ольга Тимофеевна |
«Современные тенденции развития начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы» |
13. |
Макозеб Галина Николаевна |
«Приоритетные направления работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся средствами физической культуры». Модуль «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» |
14. |
Бунина Марина Анатольевна |
«Воспитательно-образовательный процесс в поликультурном пространстве образовательного учреждения» |
15. |
Овчаренко Луиза Валентиновна |
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях современной школы» |
16. |
Мокий Светлана Владимировна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
17. |
Зимовейская Юлия Юрьевна |
«Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения» |
18. |
Зимовейская Наталья Петровна |
«Формы и методы управления финансами образовательных учреждений в современных условиях» |
19. |
Буткова Светлана Николаевна |
«Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы» |
20. |
Сабинина Лариса Ивановна |
«Обновление содержания, форм и методов музыкального образования в условиях современной модели образования» |
21. |
Зимовейская Юлия Юрьевна |
«Преподавание математики в школе в условиях модернизации общего образования» |
22. |
Кайзер Любовь Эдуардовна |
«Повышение профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях модернизации регионального образования» |
23. |
Мусралиев Шамиль Бектемирович |
«Повышение профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях модернизации регионального образования» |
24. |
Байдакова Валентина Константиновна |
«Библиотечно-информационная деятельность в образовательном учреждении» |
25. |
Перевицкая Надежда Геннадьевна |
«Организация деятельности педагогов – психологов образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС» |
26. |
Якимова Ирина Александровна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
27. |
Ажмакаева Эльвира Маулевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
28. |
Перепелицина Людмила Васильевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
29. |
Мусралиев Шамиль Бектемирович |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
30. |
Назаренко Зоя Петровна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
31. |
Беличенко Ольга Владимировна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
32. |
Газарова Зоя Нуреновна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
33. |
Кайзер Любовь Эдуардовна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
34. |
Ковшова Ирина Анатольевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
35. |
Соломенцев Виктор Алексеевич |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
36. |
Беляева Галина Владимировна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
37. |
Бунина Марина Анатольевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
38. |
Колесникова Елена Николаевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
39. |
Леонтьева Наталья Геннадьевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
40. |
Буткова Светлана Николаевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
41. |
Бутырина Лидия Николаевна |
«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» |
Педагоги школы приняли участие в более чем 100 вебинарах и видеоконференциях.
Разработаны презентации по организации работы по обобщению инновационного опыта учителя в форме электронного портфолио, апробируется инновационная модель методической работы (презентация и концепция обсуждены на заседании педагогического совета школы). Регулярно обновляется информация на сайте школы. Все заседания методического совета школы и ШМО проходят с применением ИКТ. На каждом из заседаний рассматривались вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА в новой форме.